Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные
поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине
в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За
рекой горят огни», написанное в 1914-1916 г.г., опубликованное в 1952 году
В праздник летнего солнцеворота гадали на
судьбу.
Мифологизируя своё рождение, называя себя «внуком
купальской ночи», Есенин заявляет о себе, как о прямом наследнике духа далёких
предков. Он - избранник судьбы - волен выбирать свой жизненный путь
В стихотворении рассказывается о славянском языческом празднике
«Ивана Купалы». Этот праздник, отмечавшийся с глубокой древности многими
народами Европы, в том числе и славянами, отражал пантеистическое восприятие
природы и был связан с летним солнцеворотом. Христианство приспособило его к
своей культовой практике прежней языческой обрядности: прыганье через костры,
бросание в воду венков, поиск цветка папоротника., связав с рождением Иоанна
Крестителя (24 июня по старому стилю). Народ широко отмечал день Ивана Купалы,
сохранив многое из старинных обычае
Старожилы села
Константинова дали объяснения некоторых примет и поверий
родины поэта, местных сёл и деревень. Они объясняют, что в Константинове день
Ивана Купалы являлся праздником божества лета, полевых цветов и плодов. Каждому
языческому богу посвящалось своё дерево. «Купале» - берёза. Это дерево юных дев
и невест.
Девушки плели венки из
берёзовых веточек, украшая их полевыми цветами. На праздник Ивана Купалы в
Константинове жгли костры на кулижках – лужайках возле домов. В огонь бросали
всё старьё: мётла, грабли, колёса от телег. Огонь считался очищающим.
Существовало поверье, что прыгающие через костёр очищаются от нечисти и
скверны. Здесь же у костров водили хороводы девушки, устраивали игрища.
Стихотворение
Есенина начинается зарисовкой, которая соответствует константиновскому пейзажу.
Известно, что село Константиново стоит на высоком правом берегу реки Оки, где
предположительно и происходило действие праздника.
Продолжая развивать тему, Сергей Есенин вводит в стихотворение
образ «лешего» - персонаж русских народных сказок и языческих поверий.
Лесной дух, или леший, по преданиям старины являлся хозяином лесной чащи. Христианизация не смогла вытеснить из народного сознания представления о лешем, ибо последние были, прочно переплетены с промыслово-хозяйственными и бытовыми нуждами крестьян. Христианство распространило понимание «нечистой силы» на лешего, и христианский чёрт приобрёл многие атрибуты лешего. В Константинове «подручного» лешего называли блуд .
Есенин в своём стихотворении употребляет два диалектных слова: «летошний» и «корогод». «Летошний» - в Рязанской области значит прошлогодний. «Корогод», по В.И. Далю, то же самое, что и хоровод. Само стихотворение похоже на весёлую хороводную песню, так как «Ой, купало, ой, купало...» повторяется в каждом четверостишии:
Лесной дух, или леший, по преданиям старины являлся хозяином лесной чащи. Христианизация не смогла вытеснить из народного сознания представления о лешем, ибо последние были, прочно переплетены с промыслово-хозяйственными и бытовыми нуждами крестьян. Христианство распространило понимание «нечистой силы» на лешего, и христианский чёрт приобрёл многие атрибуты лешего. В Константинове «подручного» лешего называли блуд .
Есенин в своём стихотворении употребляет два диалектных слова: «летошний» и «корогод». «Летошний» - в Рязанской области значит прошлогодний. «Корогод», по В.И. Далю, то же самое, что и хоровод. Само стихотворение похоже на весёлую хороводную песню, так как «Ой, купало, ой, купало...» повторяется в каждом четверостишии:
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.
А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
Кому радость, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.
А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
Кому радость, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.
Поэт упомянул
праздник Ивана Купалы и в стихотворении «Матушка в купальницу по лесу ходила»,
которое было написано в 1912 году. Купальница – канун праздника Ивана Купалы,
приходившийся на 23 июня. Народные поверья, которыми отмечен этот день и день
Ивана Купалы, был связан с языческими верованиями в сверхъестественные силы,
способные смыть с тела человека недуги и наделить его крепостью и здоровьем.
Особую целебную и колдовскую силу имели травы и цветы.
В Константинове бытовало поверье, что каждому ребёнку с рожденья была
уготовлена своя судьба: счастливая или несчастная, которые назывались «доля» и
«недоля», «среча» и «несреча». «Среча – красивая и добрая, Несреча – злая и
коварная, недовольная». Можно было узнать о судьбе ребёнка и по горящей свече:
если свеча горит без копоти, а воск не стекает, - жизнь сложится удачно, если
огонёк свечи горит неровным пламенем с треском и копотью, а воск, стекая,
образует так называемые «слёзы», значит, жизнь будет несчастливой.
Стихотворение «Матушка в Купальницу» целиком и полностью построено на пантеистическом мировосприятии. Непосредственная и живая связь с «обстающим храмом вечности» , в котором всё одухотворено невидимыми сверхъестественными силами, ощущается в каждой строчке:
Стихотворение «Матушка в Купальницу» целиком и полностью построено на пантеистическом мировосприятии. Непосредственная и живая связь с «обстающим храмом вечности» , в котором всё одухотворено невидимыми сверхъестественными силами, ощущается в каждой строчке:
Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий