Космические образы

Космические образы в творчестве  поэта..

В есенинской поэзии переплетаются реалистические бытовые явления и природа, как божественный храм. Православие переплетается с языческими идеями. В «Ключах Мари» Есенин говорит о браке неба и земли. У некоторых народов – они отец и мать. У Есенина они соединены светом солнца, луны и звёзд, дождевыми нитями и снеговыми, лучами и звуками, поливает восход красной водой капустные грядки. Солнечное масло льётся на земные холмы. Звёздные псалмы струятся с неба. Русалки плещут росою на луну.

В стихотворениях «Восход солнца» и «Солнце луч золотой» - небо и земля радуются друг другу, они озарены утренними лучами, просыпаются ото сна, наделяют надеждой лирического героя.
Объясняя сходство поэтического неба и земли, Есенин говорил:
«Представление о воздушном мире мне может обойтись без средств земной обстановки».
Что вверху, то внизу – звёзды на земле и звёзды на небе, голубая трава, голубой песок. Там растут деревья, пасутся животные, месяц, луна, солнце, звёзды.
Вода на земле –это небесная «синь, упавшая в реку»,. Воздух и небо по отношению друг к другу опрокинуто. 
     
Обожал есенинскую лирику и первый космонавт Земли - Юрий Гагарин. Даже в полёт он взял маленький сборничек  его стихов.

У Есенина божественный мир приземляется, а земной – обожествляется.
Природа – это божественный храм.
Звёзды –лампадки небесные. Поле как святцы. Рощи в венчиках икон. Хаты в ризах образа.

Природная литургия льётся с голубизны небесной кущи, струятся звёздные псалмы. Степи звенят молитвенным ковылём, ели льют запах ладана. 

Лирическому герою важно, что Божья Матерь несёт Христа с небес на землю, который   потом ходит по земле в разных обличиях. Он в церквях , в душах людей, в думах, молитвах и песнях.
Христос сопровождает людей всюду: от рождения до смерти.
Православной лексикой и образностью насыщаются лирические стихи. В церковные тона окрашиваются детали деревенского быта: стога похожи на церкви; солома на ризу; в благовесте ветра рощи кадят дымом. В этой богомольной атмосфере петухи запевают обедню, чёрная глухарка зовёт к всенощной.
Постепенно Есенин в своих произведениях начинает отражать внутренний мир человека. В произведениях «Яр», «В том краю, где жёлтая крапива», «Марфа Посадница» и т.д. 

Так же в центре природно –поэтического творчества – Деревенская изба: крыши, стены, окна, ставни, печь. А вокруг крапива, плетень с воротами, ведущими в сад. Дальше луга, кольцо дорог, косогор, долина, озеро, пруд. 
Родная сторона показана, как днём светит солнце, ночью луна и звёзды. Плывут облака, сеющие дождь, снег. На лугу, в полях растут цветы: левкои, розы, васильки, ромашки, цветёт черёмуха.
Постепенно эти образы наполняются более драматическим смыслом. «Низкий дом без меня ссутулился», «Сторона ль ты моя родная!// Дождевое осеннее олово.», «Гори, гори, звезда моя , не падай. // Роняй холодные лучи. // Ведь за кладбищенской оградой// живое сердце не стучит», «Обратись лицом к седому небу,// по луне гадая о судьбе, // успокойся, смертный, и не требуй // правды той, что не нужна тебе».





Комментариев нет:

Отправить комментарий